Мемориальный дом-музей С.Н. Дурылина
Новости музея
Ночь в музее 2017 #ночьвмузеедурылина #ночьвмузее2017 #тенивеликихпредков Музейное объединение «Музеи наукограда Королёва» «Мемориальный Дом-музей С.Н. Дурылина» 20 мая Начало сеансов в 19.00, 20.30. «Тени родных углов» Экзистенциальное драматическое путешествие в
В субботу 13 мая 2017 года Дискуссионно-познавательный Русский Клуб ДиКЦ «КОСТИНО» приглашает в Камерную гостиную ДиКЦ (ауд.№ 319) на тематическую встречу «Казачьи войска в Первой Мировой Войне» и «Февраль 1917 глазами
ОТКРЫТАЯ ЛЕКЦИЯ «АРГОНАВТЫ ВСЕЛЕННОЙ» Анастасия Гачева В МЕМОРИАЛЬНОМ ДОМЕ-МУЗЕЕ С.Н. ДУРЫЛИНА состоится 12 апреля, в День космонавтики, в 17.00 приглашаются все желающие
16 апреля 2017 года Хранительница «Болшевского Абрамцева» К 110-летию со дня рождения основательницы Мемориального Дома-музея С. Н. Дурылина Александры Алексеевны Виноградовой (17/04 1907 – 7/12 1994) Приглашаем всех на встречу

Жемчужина Подмосковья (ч. 1)

Часть 2

«ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» БОЛШЕВСКОГО АБРАМЦЕВА                   

     В своем углу

     В этом году исполняется двадцать лет Мемориальному Дому — музею С.Н. Дурылина в Болшеве. Он был открыт 27 сентября 1993 года — в день рождения писателя — Александрой Алексеевной Виноградовой, последней наследницей дома Сергея Николаевича, приходившейся ему свояченицей. Сергей Николаевич писал о себе в в1926 году:

«Я глубоко провинциален и хотел бы писать под тенью не «пальмы» , а «герани на маленьком окошке».

Дом в Болшеве, в котором Сергей Николаевич поселился с Ириной Алексеевной Комиссаровой-Дурылиной в 1936 году и прожил восемнадцать лет до самой своей кончины, стал для него «своим углом» после многолетних странствий по России. Сначала эти странствия были добровольными: «им овладело беспокойство, охота к перемене мест». Он побывал у Толстого в Ясной поляне, у старца Анатолия (Потапова) в Оптиной пустыни(причислен ныне к лику святых), изучал древности русского Севера, сказания и предания о невидимом Граде Китеже на озере Светлояр, публиковал научные отчеты по итогам летних экспедиций. В экспедиции на Север он брал своих друзей-учеников, среди которых был  Игорь Ильинский, будущий актер Московского Малого театра.

После революции, уже будучи священником Русской Православной Церкви (он служил в храме Николая Чудотворца  в Кленниках на Маросейке под началом московского старца Алексея Мечева, причисленного ныне к лику святых), Сергей Николаевич стал вынужденным изгнанником: в1922 году он был осужден и отправлен в ссылку в Челябинск «как элемент политически безусловно вредный для Советской власти»(из материалов следственных дел в отношении С.Н.Дурылина. «С. Н. Дурылин и его время». М.:2010, с.41. Редактор-составитель сборника Анна Резниченко, гл. хранитель МДМД), а спустя несколько лет — в Томск и Киржач. Именно в ссылке он начал записывать  сокровенные мысли о времени и о себе в особые тетради, объединив их общим названием — «В своем углу». Продолжал записывать и в Болшеве. Тетради эти сохранились в мемориальном архиве дома-музея.

В 2006 году силами научных сотрудников  музея они были подготовлены к публикации в издательстве «Молодая гвардия»  отдельной книгой под тем же названием, и скоро весь тираж был раскуплен.

Вот несколько строчек из этой книги:

«60-е годы вовсе не исчезли с наступлением 1870 года: каждый юноша из среды русской интеллигенции и в 80-е, и в 90-е, и 900-е, — пережил, в возрасте 17 — 22 лет, свои «60-е годы». А затем их стали переживать не только юноши из интеллигенции. Удивительно не то: переживают же корь — в определенном возрасте! Удивительно вот что: что есть писатели, мыслители, деятели, так всегда и оставшиеся в этом «переживающем» возрасте «17 — 22 лет».

Это вечное бедствие русской культуры и жизни.»

(Тетрадь II. 1924г. Октябрь — ноябрь. Челябинск. с. 149)

И чуть ниже:

«Есть люди, не помнящие родства. Им легко жить. Никакой «памяти сердца» в душе, обращенной на прошлое, на «милое далеко». Никакого «долга», диктуемого прошлым. Никакой совести перед «прошлым» — перед теми, кто там жил и кто дал жизнь живущему, — никаких укоров этой «совести». Ни одной священной были в душе. Все — в первый раз; все без оглядки назад; все без сравнений и вне сравнений — а, стало быть, все хорошо, что делаю я, не помнящий родства… Так легко жить.

Америке легко и быстро живется. Страна, не помнящая родства. Подкидыш. Подкидыши — очень способные: все устремлено у них на себя: и мысли, и силы, и воля: ни около себя, ни позади себя нет никого, а стало быть, нечего тратить ни на кого, кроме себя же. Какое преимущество!

Взгляд назад иногда стоит бесконечных сил: назади- то ведь Данте, Кальдерон, — ну как удержаться помнящему родство от того, чтобы не обернуться назад! А это стоит сил, больших сил. У не помнящего родства и не имеющего ничего назади они все идут на себя. Оттого он легко и быстро успевает.

Но и «успевая», он остается по-прежнему безродным. И останется: Гете у него не было в прошлом, нет в настоящем и не будет никогда.

Зато у него есть… кино, автомобиль, радио и мало ли что у него есть! (Там же, С. 155)

 

Тяжелые думы

Сергей Николаевич Дурылин был иным. Его родственная дружба с Михаилом Васильевичем Нестеровым, замечательным русским художником, соединила на долгие десятилетия судьбы этих людей. В память этой дружбы М.В. Нестеров написал в 1926 году портрет Сергея Николаевича. В экспозиции музея представлена копия с этого портрета, сделанная Ф.С. Булгаковым ( зятем М.В. Нестерова) в 1968 году. Оригинал тогда же был передан Ириной Алексеевной Комиссаровой-Дурылиной в Троице-Сергиеву Лавру в Церковно-Археологический кабинет МДА.

М.В Нестеров назвал портрет «Тяжелые думы». Но есть у него и другое название — «Портрет неизвестного священника». Под этим названием он  был передан в ЦАК МДА. Сергею Николаевичу на портрете сорок лет. Это возраст расцвета всех творческих сил человека. А у него — тяжелые думы, их он переносит на страницы заветной тетради:

«Чехов: «Едешь по Невскому, взглянешь налево, на Сенную: облака цвета дыма, багровый шар заходящего солнца. Дантов ад!» (т.23, 66). Нет косых лучей в закате! Как же они могут быть — при вечном, неспящем андерсеновском мальчике — Чехове. Какая была у него тоска! И когда она была, он утешал себя тем, что будет Америка:

«…Умный пусть бросит надежду воспитать и возвысить ее [массу] до себя; пусть лучше призовет на помощь материальную силу, пусть строит жел. дороги, телеграфы, телефоны — и с этим он победит и подвинет вперед жизнь»(т. 23, с. 73)

Пусть будет Америка… Как будто глупые не могут ездить по жел. дорогам, как будто по телефонам нельзя говорить, а по телеграфу передавать глупости… И как будто их уже не говорят и не передают!

Бедное, бедное андерсеновское дитя! Король гол, это оно видит, но как одеть его — не знает. Поручает это сделать Америке. <…>

«Ни одна наша смертная мерка не годится для суждения о небытии,  о том, что не есть человек». — какое спокойное, грустное слово — и какая безнадежность!» (Там же, с. 157)

Выход из тяжелого душевного кризиса Сергей Николаевич находит в творчестве. Оно многогранно, как многогранна и сама  его личность. Из того, что было им задумано и частично опубликовано еще в молодые годы, реализовать удалось далеко не все. И тем не менее, библиография опубликованных  работ насчитывает около 800 названий.  Замысел большой литературоведческой работы о Лермонтове воплотился только частично. Еще до революции вышли статья Дурылина : «Россия и Лермонтов./ К изучению религиозных истоков русской поэзии».

В 30-40-е годы лермонтовская тема постоянно сквозит в  творчестве Дурылина: «Как работал Лермонтов», «Мотивы драматургии Лермонтова», небольшая книжка биографического характера «Лермонтов» — она вышла в серии «Великие русские люди», «Врубель и Лермонтов», — вот далеко не полный перечень того, что написал Дурылин.

В 1940 году в издательстве «Учпедгиз» вышла книга Дурылина «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Статьи и комментарии к изучению романа «. На последней странице авторского экземпляра есть автограф Дурылина: «Книга начата в 1933 г. Была готова в1936. С тех пор лежала, вставала, переодевалась, переобувалась, пошла в печать. Осенью 1939 она могла бы выйти в свет, т.к. прошла все корректуры. Но вышла лишь весною 1940 г. И до сих пор (декабрь 1940) не верю что вышла.» А на вклейке, сделанной рукою автора, черновик стихотворения-посвящения, первые две строчки которого я привожу полностью:

«Не бывать бы книге этой,

Если б не твоя любовь»

Эти строки адресованы спутнице жизни Сергея Николаевича — Ирине Алексеевне, которая не только обогрела его своей любовью, но очень по-деловому, энергично подошла к строительству дома в Болшеве и вместе Анной Карениной(шутка Дурылина, который сделал из толстовского романа  инсценировку для театра и на гонорар от которой был выстроен дом в Болшеве) помогла построить болшевскую дачу. Она же завещала своей сестре Александре передать дачу под организацию мемориального Дома-музея С.Н.Дурылина.

«Болшевское Абрамцево»

      Писатель Телешов назвал ее «Болшевским Абрамцевом» по аналогии с мамонтовским Абрамцевом. И у Дурылина, как и у Саввы Мамонтова, собирались лучшие люди Москвы и всей России — актеры Малого театра — А.А. Яблочкина, В.Н.Рыжова, Е.Турчанинова, И. Ильинский- почти весь состав труппы, всех не перечислить. Гостили Н.А.Обухова и И.С.Козловский. Из Феодосии приезжал крымский художник Константин Богаевский, общий друг Макса Волошина и Сергея Николаевича. Подолгу и часто живал М.В.Нестеров, самый близкий, задушевный друг Сергея Николаевича и Ирины Алексеевны.

О своем друге — художнике М.В. Нестерове Сергей Николаевич собирал материал на протяжении двадцати лет и написал книгу мемуаров «Нестеров в жизни и творчестве», выдержавшую три издания в серии «ЖЗЛ»(последнее — в 2004 году). Последнее издание также было подготовлено при участии сотрудников МДМД (Мемориальный Дом- музей С.Н. Дурылина). Первые два вышли в издательстве»Молодая Гвардия» в 1965 и1976 годах, их помогала готовить к печати Ирина Алексеевна Комиссарова-Дурылина. Ей и посвятил свою работу автор.

Все нынешнее лето на Крымском валу была открыта выставка нестеровских работ из собрания музеев России, Украины, Белорусии частных коллекций, посвященная 150-летнему юбилею художника. На ней был представлен и нестеровский портрет Дурылина «Тяжелые думы». Многие москвичи, побывав на выставке работ Нестерова, спешили в Болшево в Мемориальный Дом-музей к Сергею Николаевичу, чтобы больше узнать о нем и его жизни непосредственно, увидеть все своими глазами. В музее тоже есть несколько подлинных работ Нестерова. Среди них и авторский этюд с картины «Видение отроку Варфоломею», который Нестеров подарил  Сергею Николаевичу в 1939 году ко Дню рождения.

Тех, кто еще не успел побывать в Доме-музее С.Н.Дурылина и не знаком с творчеством этого замечательного  русского писателя, приглашаем в музей в День открытых дверей, который ежегодно проводится 27 сентября, в День рождения писателя.  Наш адрес: Болшево, ул. Свободная, 12. (недалеко от храма Космы и Дамиана). Тел. 8 495 519 00 80.

Ждем Вас в музее, не разочаруетесь!

 

Сотрудник  МДМД  Елена Васильевна Рябова.

 

храм Косьмы и Дамиана в Болшево. У церковных стен этого храма поселился С. Н. Дурылин в 1936 году в своем доме.

к и д1 - DSC00229

 

Копия с портрета М.В.Нестерова «Тяжелые думы» . Автор Ф. С. Булгаков.

Интерьеры кабинета и гостинной

0_6c438_f2c4ef05_XL[1]5 -5911 - 80 14 - DSC02471 Фото 95 - М.В. Нестеров. Дом С.Н. Дурылина Фото 98 - Трояновская А.И. - портрет Ариши (И.А.)88Фото 99 - Фальк Р.Р. - Яблоня в цвету. Болшево.6 -DSC02440Фото 81 - Прес для бумаги. Дурылинская Тигра.

 

DSC0639522 - DSC00986

 

Съемки фильма в музее

14 февраля в Доме-музее С.Н. Дурылина проходили съемки документального фильма о Георгии Семеновиче Виноградове, уроженце большого сибирского села Тулун Иркутской губернии, выдающемся русском этнологе, фольклористе, языковеде (1886 — 1945). Съемки были организованы Иркутской студией телевидения. Съемочная группа: Мария Аристова, Ольга Анусич, Павел Рютин.
В 1928-1929 гг. Дурылин жил в Томске на поселении, куда и приехал Виноградов в августе 1929 г. Поездку эту Виноградов называл «особой Божьей милостью». Она состоялась в один из наиболее трудных, критических моментов его жизни, когда ему пришлось покинуть Иркутский университет под давлением начавшейся в это время идеологической цензуры в этнографических исследованиях. «Пожалевшему, ободрившему, обласкавшему, благословившему» — такую надпись сделал Георгий Семенович на обороте своей фотокарточки, посланной Дурылину после их первой встречи. Их объединял общий интерес к фольклористике, этнографии, педагогике.
В начале 30-х годов через Дурылина ученый познакомился с выдающимися деятелями русской культуры — Н. И. Тютчевым и М.В. Нестеровым. В 1938 году Георгий Семенович побывал в гостях у Сергея Николаевича в Болшево.
Музей получил в дар от иркутских коллег книгу
Г.С. Виноградова «Этнография детства и русская народная культура в Сибири»- М.: Восточная литература РАН, 2009. При подготовке к изданию книги Г.С. Виноградова были использованы в том числе и материалы мемориального Дома-музея С.Н. Дурылина.
С содержанием книги можно познакомиться в музее в дни работы библиотеки: четверг, суббота с 11 до 18 часов.
Как только фильм будет закончен и мы сможем получить его копию, мы выложен его на нашем сайте.

Вот ссылка на фильм «Странник». Здесь Эпизоды, снятые в нашем музее, во второй части фильма «Странник»

Календарь

                     МАЙ

9 мая – День Победы

18 мая – День рождения Ирины Алексеевны Комиссаровой- Дурылиной (1899  — 1976).

18 мая — День музеев

24 мая – День славянской письменности и культуры

27 мая – День рождения Елены Григорьевны Першиной (1878 – 1970)

16/28 мая – День рождения Максимилиана Александровича Волошина (1877 – 1932)

Яндекс.Метрика