Мемориальный дом-музей С.Н. Дурылина
Новости музея
27 сентября Департамент  образования города Москвы проводит совместно с издательством «Совпадение» научную конференцию, посвящённую творческому наследию писателя С. Н. Дурылина.  Публикуем Программу докладов и регламент конференции.   Департамент образования города
В канун юбилея музея мы публикуем воспоминания В. Н. Торопливой, одного из первых исследователей творчества С.Н. Дурылина и его биографа —  о том, как создавался Мемориальный Дом -музей писателя, кто
В майском номере «Московского журнала» за этот год была опубликована статья Олега Лазарева  «Подвиг веры и чистоты» — о дружбе между художником М. В. Нестеровым и протоиереем Владимиром Воробьевым, настоятелем
В Международный день культуры 15 апреля 2018 г. в Московском Доме Ахматовой состоялась лекция Виктории Николаевны Тороповой, автора биографии С.Н. Дурылина, вышедшей в серии «ЖЗЛ», — «Михаил Нестеров и Сергей

Мемориальному Дому-музею С. Н. Дурылина — 25 лет!

В канун юбилея музея мы публикуем воспоминания В. Н. Торопливой, одного из первых исследователей творчества С.Н. Дурылина и его биографа —  о том, как создавался Мемориальный Дом -музей писателя, кто стоял у истоков этого благородного дела — сохранения памяти сердца, о его продолжателях и хранителях традиций Дома-музея С. Н. Дурылина.

Мемориальный дом-музей Сергея Николаевича Дурылина был открыт 26 сентября 1993 года. Но история его создания началась задолго до этой даты.
Ирина Алексеевна Комиссарова-Дурылина, всю свою жизнь посвятившая Сергею Николаевичу, после его кончины жила одной мечтой – увековечить его память. Тогда же пришло решение: отдать болшевский дом под мемориальный музей. Мечта на тот момент неосуществимая. Но для Ирины Алексеевны не существовало непреодолимых препятствий, особенно, если дело касалось Сергея Николаевича. Необыкновенно добрый и отзывчивый человек, она обладала твердым и решительным характером, умела убеждать людей, что доброе и полезное дело должно быть сделано.
А ближайшим её делом стало осуществление мечты Сергея Николаевича – открыть в Болшеве публичную библиотеку, положив в основу её фонда 3000 томов из личной библиотеки Дурылина. Хлопоты, (и какие трудные хлопоты!) продолжались несколько лет. Наконец удалось убедить начальство в необходимости культурного очага в поселке. Ирину Алексеевну поддержали самые разные известные люди: народные артисты Малого и Большого театров, ученые из Академии наук СССР, Института истории искусств, писатели, музыканты. Большую помощь оказала Полукарова Нина Андреевна, заведующая отделом культуры в тот период времени.
Наконец в 1963 году состоялось открытие библиотеки, а в 1966 году ей было присвоено имя С.Н.Дурылина, на доме и здании библиотеки были открыты мемориальные доски, улице, ведущей к библиотеке, было присвоено имя Дурылина. Мечта Сергея Николаевича осуществилась, но это стоило Ирине Алексеевне микроинсульта, который она перенесла в 1966 году.
Открытие мемориальных досок было радостно встречено в творческих кругах Москвы. Помню, как в журнале «Театральная жизнь», давая мне задание съездить на это мероприятие и написать об этом в журнал, удивлялись, что впервые так отмечен театровед. На торжество собрались друзья, соратники Дурылина, ученые, писатели, театральные деятели, общественность Болшева и города Калининграда (тогда так назывался город Королев).
Все эти годы Ирина Алексеевна обрабатывала архив Дурылина: перепечатывала рукописные материалы, раскладывала их по тематическим папкам, делала описи папок, составляла списки опубликованных работ и намечала состав томов будущего собрания сочинений, готовила неопубликованные работы к печати, описывала библиотеку Дурылина строго по стеллажам и полкам. Архив обрабатывался так, чтобы будущим посетителям музея – исследователям было удобно с ним работать. Привлекала помощников (ей помогали Сидоровы Татьяна Андреевна и Наталья Алексеевна, Померанцева Галина Евгеньевна, Любушкина Екатерина Ивановна, Пигарев Кирилл Васильевич, Дмитриев Юрий Арсеньевич, Инешина Татьяна Васильевна, Торопова Виктория Николаевна, Тейдер Валентина Федоровна и другие, но это была только помощь, а основная работа лежала на плечах Ирины Алексеевны.
По её инициативе были опубликованы: книга С.Н.Дурылина «Нестеров» в серии ЖЗЛ (1965, редактор, а фактически составитель Померанцева Г.Е.) со вступительной статьей члена-корреспондента АН СССР А.А.Сидорова; сборник «Е. Д. Турчанинова на сцене и в жизни» (1974. Сост. Торопова В.Н.), куда вошли воспоминания об актрисе С.Н.Дурылина и И. А. Комиссаровой, письма Турчаниновой к Сергею Николаевичу из его архива. В книге «М.В.Нестеров. Из писем» (1968) составитель А.А.Русакова в предисловии выразила благодарность Ирине Алексеевне за предоставленные для публикации письма художника: — к Сергею Николаевичу, Марии Владимировне Статкевич, Евдокии Дмитриевне Турчаниновой, Владимиру Карловичу Менку, Петру Петровичу Перцову.
Ирина Алексеевна предоставляла материалы Дурылина для публикации в ряде сборников и в периодической печати:
Дурылин С.Н. Работа М.В. Нестерова над портретом Шадра (Из воспоминаний) // «Творчество».1962, № 6;
Лилина М.П. [сб. материалов]. М., изд. ВТО. 1960. 304 стр. ;
«Враги». // Сб. статей «Спектакли и годы». Статьи о спектаклях русского советского театра. // М.: Искусство 1969 г. 520с. и другие.
С использованием материалов архива был опубликован ряд статей:
Викторов М. Земляки чтят память ученого // Калининградская правда (г. Калининград (Королев)). 1966. 25 марта. [О предстоящем открытии мемориальных досок на доме Дурылина и поселковой библиотеке в Болшеве, которая теперь будет носить имя этого ученого].
Викторов М., Клязьмин Б. Увековечено имя ученого // Калининградскаяправда (г. Калининград (Королев)). 1966. 1 апреля. [Об открытии мемориальных досок на доме С.Н. Дурылина в Болшеве и на здании поселкового совета, где в то время размещалась библиотека.Перечисленывыступающие на митинге: К.В. Пигарев, Е.М. Шатрова, проф. МГУ И.Л. Работнова и др.].
Максимов В. Н.А. Обухова в Болшеве // Калининградская правда (г. Калининград (Королев)). 1966. № 63 (10082). 27 мая. С. 4.;
Торопова В. Сергiй Дурилiн у Киэвi // Мистецтво. 1968. № 2 (83).С. 10.;
Торопова В.Н. Под сенью генуэзских башен… // Советская культура. 1972. 19 июля. [Заметка об открытии в Абрамцеве выставки картин и графики К.Ф. Богаевского и о его дружбе с С.Н. Дурылиным].;
Алексеева Я. Вклад ученого // Советская культура. 1977. 23 сентября.;
Буданцева В. Он жил на болшевской земле // Спутник 1977. 22 ноября. И ряд других.
Ирина Алексеевна провела переговоры с редактором издательства «Мистецтво» в Киеве Петром Петровичем Нестеровским об издании книги Дурылина «Мария Заньковецкая» на русском языке, и работа была начата. Она передала материалы книг Дурылина «В своем углу» и «В родном углу» редакторам издательства «Молодая гвардия» Померанцевой Галине Евгеньевне и Любушкиной Екатерине Ивановне для подготовки их к печати. Книги вышли уже после смерти Ирины Алексеевны: в 1982 — «Мария Заньковецкая», в 1991 году сборник «В своем углу», составленный из отрывков обоих «углов». Но даже такое урезанное издание было откровением, впервые читатели узнали Дурылина-писателя и мыслителя.
Все эти издания пополнили библиотеку в кабинете Дурылина.
Настойчиво уговаривала Ирина Алексеевна друзей и соратников Сергея Николаевича писать о нем воспоминания. В результате составился большой сборник мемуаров. Сейчас он в архиве музея, но ждет своего издателя.
Устраивая вечера памяти С.Н.Дурылина в ЦДРИ, Доме ученых, Библиотеки им. С.Н.Дурылина Ирина Алексеевна снабжала выступающих уникальными материалами из архива.
Некоторые свидетельства того, как Ирина Алексеевна помогала людям, можно и сейчас увидеть на стенах Музея. Вот фотография епископа Стефана (Никитина) в болшевском саду – Ирина Алексеевна приняла его больного в 1960 году и выходила, как выхаживала многих, приезжавших к ней на поправку. Вот картины и портреты кисти Федора Сергеевича Булгакова. Это Ирина Алексеевна заказывала ему работы и платила за них, так как он в то время не имел заработка. А при входе в музей справа комнатка монахини Феофании, которая после разорения монастыря и после двух ссылок приехала к Ирине Алексеевне, да так и осталась жить в болшевском доме до конца своих дней. Всех добрых дел Ирины Алексеевны перечислить невозможно, очень длинный будет список.
В музее сейчас висит копия портрета Дурылина кисти М.В. Нестерова «Тяжелые думы». Эту копию Ирина Алексеевна заказала Ф.С.Булгакову для будущего музея, в открытие которого верила. А оригинал портрета она сдала в Троице-Сергиеву лавру, куда сдала и все, что относилось к священству Сергея Николаевича: антиминс, священническое облачение и служебные книги… Ничего, что напоминало бы о Дурылине-священнике, нет в музее. Времена были советские, Ирина Алексеевна хотела, чтобы был музей Дурылина-ученого. Так она и готовила его архив. Кабинет Сергея Николаевича она сразу сделала мемориальным. В нем все осталось так, как было при хозяине. В доме менялась часть мебели, менялась экспозиция картин на стене гостиной, а в кабинете все оставалось неприкосновенным.Ирина Алексеевна говорила мне, что дом – уже готовый музей, в нем есть все, что нужно для музея: архив рукописных и печатных работ, оригиналы писем к Дурылину известных людей, личные вещи Сергея Николаевича и некоторых близких ему гостей дома (Нестерова, Яблочкиной, Обуховой…), подлинники картин Нестерова, Волошина, Богаевского, Фалька, Малевича, художественные вышивки Марии Владимировны Статкевич-Менк и др., мемориальная библиотека Дурылина… В гостеприимном и хлебосольном доме, как и при Сергее Николаевиче, бывало много гостей. Для «новеньких» Ирина Алексеевна проводила экскурсии, увлекательно рассказывая о жизни и трудах Сергея Николаевича.
После перенесенного микроинсульта у Ирины Алексеевны уже не было сил для трудных хлопот об открытии музея. Да и годы были уже не малые. Кроме того, в доме вместе с ней жили её сестры – Полина Алексеевна и Александра Алексеевна, и дом пока должен был оставаться жилым.
30 ноября 1976 года не стало Ирины Алексеевны. Все заботы о доме, архиве и осуществлении её мечты по открытию музея легли на плечи Александры Алексеевны – человека совсем не подготовленного к такому делу. Она никогда не участвовала в творческих работах Дурылина, не была знакома с его архивом и с музейными делами. Но она была полна решимости – мечта Ирины Алексеевны должна осуществиться. Занялась самообразованием: выписывала специальные журналы по музейному делу, ездила в мемориальные музеи и знакомилась с их работой, консультировалась с компетентными людьми. Познакомилась с директором ЦГАЛИ (теперь РГАЛИ) Волковой Натальей Борисовной и приняла решение сдать часть архива в ЦГАЛИ.
Александре Алексеевне было очень трудно. Иногда она приходила в отчаяние, плакала, но не оставляла хлопоты по открытию музея. Появились добровольные помощники: Кузина Галина Новомировна, Хрусталева Галина Алексеевна, Яковлев Владимир Борисович, из Ленинграда приезжала помогать Инешина Татьяна Васильевна, приходили Торопова Виктория Николаевна и Тейдер Валентина Федоровна. Ценными были советы Бащенко Розы Дмитриевны – директора Симферопольской картинной галереи, которая подолгу гостила в Болшеве, работая в архиве Дурылина над своей диссертацией по К.Ф.Богаевскому. Померанцева Г.Е. и Любушкина Е.И. помогали в публикации работ Дурылина. С их помощью Александра Алексеевна опубликовала в альманахе «Прометей» две работы Сергея Николаевича: мемуары «У Толстого и о Толстом» (1980 г. № 12) и «Великий рассказчик (И,Ф,Горбунов) (1987г. № 14)

Мемориальный дом-музей Сергея Николаевича Дурылина начал работать как музей только с приходом на должность директора Лебедева Геннадия Васильевича в 1998 году. Он занимал эту должность восемнадцать лет.
Считаю, что музей обязан Геннадию Васильевичу своим существованием. Когда музей был в подчинении ГИТИСА, музейная работа не велась, здание нуждалось в срочном ремонте.
Я помню, как расстраивались хозяйки дома, что он ветшает, а у них не было возможности капитально отремонтировать его. При Геннадии Васильевиче совершен ремонт самых ветхих мест, перекрыта крыша, отремонтирована часть хозяйственных построек. Он ухаживал за садом. Архив стал доступен для исследователей, и музей заработал в полную силу.
Благодаря доброжелательному, приветливому обращению Геннадия Васильевича с посетителями, к музею потянулись люди. Придя один раз, они вновь возвращались в музей, приводили с собой знакомых и друзей. О музее узнали далеко за пределами Королева и Москвы. Сюда стали приезжать родственники Дурылиных, друзья дома, привозить и сдавать в архив свои материалы, исторические документы, уникальные вещи. Они поверили в надежность и долговечность музея. После многолетнего перерыва сюда стал приезжать последний ученик Сергея Николаевича – профессор Сергей Николаевич Чернышёв, сын Коли Чернышёва. При Лебедеве в музее начали проходить экскурсии. Сотрудники проводили мероприятия, выходящие далеко за рамки не только Королева и Москвы, но и за пределы страны. Стали появляться публикации работ Дурылина и о нем. Исследователи всей нашей необъятной страны — до самого Тихого океана — пишут о Дурылине, цитируют его работы в своих трудах. Значит, создан творческий коллектив, члены его близко к сердцу принимают интересы Дурылина и музея. Были и трудности, была критика. Но не ругают только тех, кто ничего не делает. А кто делает, естественно, может ошибаться, да и на всех не угодишь, а на всякий роток не накинешь платок. Все преодолевалось.
Геннадий Васильевич сумел возродить в доме живой дух его хозяев, их традиции: гостеприимство и доброжелательность к людям, творческую атмосферу. Это именно ДОМ Дурылина, а не сухой официальный музей, где кроме выхолощенной экспозиции ничего нет. Благодаря этой теплой атмосфере сюда и тянулись люди. Не только за знаниями, но за человеческим общением. Я не раз говорила Геннадию Васильевичу, что Ирина Алексеевна, мечтавшая о создании музея, о публикации работ Сергея Николаевича, была бы очень довольна. Геннадий Васильевич душой болел за музей, за его благополучие, он энтузиаст. Известно, что только на энтузиастах держится живое дело.
Геннадию Васильевичу я благодарна за музей, за его отношение к Сергею Николаевичу, за то, что я приезжала сюда как в родной дом, как когда-то при Ирине Алексеевне и её сестрах.
Желаю Геннадию Васильевичу здоровья, долгих лет жизни. Надеюсь, что он еще сможет поработать в Музее, не знаю, на какой должности. Музей очень нуждается в нем.

Чудесным образом возродилась издательская деятельность. Однажды в музей приехал директор издательства «Молодая гвардия» Петров Андрей Витальевич с редактором Барыкиной Людмилой Александровной. Они предложили сотрудникам музея подготовить новое издание книги Дурылина «Нестеров» в серии ЖЗЛ, дополнив её ранее сокращенным материалом. За работу взялись Торопова В.Н. и Тейдер В.Ф. В 2004 году вышло третье издание этой книги, дополненное. Здесь надо сказать, что и это издание не содержит полного текста, написанного Дурылиным. Как он сам отметил, в рукописи было «1400 ремингтонных страниц». Полный текст рукописи храниться в архиве музея и тоже ждет своего издателя.
Далее, по инициативе музея и с согласия Петрова А.В., началась подготовка к печати главной книги Дурылина «В своем углу». Полный текст требовал издания в двух томах, но издательство могло выпустить только один том объемом не более 40 листов. Пришлось сокращать текст. Составление и комментарии были поручены Тороповой В.Н., подготовка текста Тороповой и Тейдер В.Ф. Блестящую вступительную статью написала Померанцева Г.Е. Книга вышла в 2006 году и стала откровением для читателей и исследователей. Полный текст рукописи находится в архиве музея, а неполная машинопись – в РГАЛИ.
Роза Дмитриевна Бащенко по материалам архива Дурылина, предоставленным ей Александрой Алексеевной, издала в Симферополе за свой счет три книги: «Знаменательные встречи» (2004), куда помимо статьи автора о Дурылине вошли воспоминания о нем друзей и соратников. «Муркин вестник. Мяу-мяу» (2006). Эта книга составлена из записок и коротких рассказов Дурылина о кошках своих и знаменитых людей. Сергей Николаевич начал писать их, шутя, для развлечения Ирины Алексеевны, но постепенно составилась рукописная книга. «Спутницы жизни» (2010) — об Ирине Алексеевне Комиссаровой-Дурылиной и о Жозефине Густавовне Богаевской – жене художника.
Ирине Алексеевне посвящена статья В.Н. Тороповой «Крепче смерти» (2008). Автор использовала не только архивные документы, но и впечатления личного общения с этой удивительной женщиной на протяжении многих лет.
Наиболее полная биография С.Н. Дурылина опубликована в книге В.Н. Тороповой «Сергей Дурылин. Самостояние» (ЖЗЛ. 2014). Книга родилась в результате ежегодных (с 2008) публикаций автором статей, касающихся разных сторон и периодов жизни Дурылина, и работы в архиве С.Н. Дурылина, начавшейся еще при жизни Ирины Алексеевны с 1967 года.
Галкин Алексей Петрович – конструктор и поэт, близкий человек дома Дурылина – с использованием материалов архива Сергея Николаевича издал в 1993 году книгу мемуаров «Память сердца».
Г.А. Хрусталева, работавшая экскурсоводом в Мемориальном доме-музее С.Н. Дурылина, опубликовала в периодической печати города Королева целый ряд статей (2007–2017) о С.Н. Дурылине и о А.А. Виноградовой, отметив тем самым ее 100-летие (2007, в соавторстве с Г.Н. Кузиной) и 110-летие (2017). К воспоминаниям и статьям о доме Дурылина и его насельниках следует отнести статьи-воспоминания В.Н. Тороповой, Г.И. Морозевич, Е.П. Шуравиной о монахине Феофании (2016), Н. Заколюкиной, В. Рыбалко, А. Руднева (все 2006). Воспоминания Е.М. Ручимской (2016) о родственниках из семьи отца Сергея Николаевича сопровождены родословной, составленной Е. Пажитновым.
Многие посетившие Мемориальный дом-музей Дурылина по свежим впечатлениям пишут статьи в периодической печати и в Интернете. Л. Чулкова (2009), И. Каховская-Калитина (2012), Н. Иванова (2015), А. Коробов-Латынцев (2016) и др.
В периодической печати города Королева почти ежегодно с 1992 года выходят статьи журналиста Л.М. Горового о Дурылине, его взаимоотношениях с известными людьми, навещавшими его в Болшеве, о событиях в городе, связанных с именем Дурылина (например, о литературном конкурсе им. С.Н. Дурылина, о Болшевской библиотеке им. С.Н. Дурылина).

Бесценным источником сведений для исследователей стали сборники, включающие статьи разных авторов, освещающие многие грани судьбы, творчества, мировоззрения Дурылина: «С.Н. Дурылин и его время» (2010), «Творческое наследие С.Н. Дурылина» Вып. 1; 2; 3. (2013; 2016; 2018). «Книгоиздательство „Мусагет“» (2014)
Следует отметить ежегодные (начиная с 2009) научные публикации А.И. Резниченко, выполненные на основе глубокого изучения архива Дурылина в его Мемориальном доме музее в Болшеве. Ею написана энциклопедическая статья (2012). В соавторстве с Т.Н. Резвых опубликован дневник Дурылина 1919 года «Троицкие записки» с глубокими научными комментариями, вступительной статьей и послесловием (2015–2016). В этом дневнике — религиозно-философские размышления Дурылина, описания встреч с о. Павлом Флоренским, А.Д. Самариным, Олсуфьевыми и Мансуровыми, последнего года жизни, смерти и похорон Розанова, думы об Оптиной пустыни и письма старца Анатолия (Потапова).
Целый ряд глубоких научных исследований Т.Н. Резвых посвящен философским и религиозным аспектам культуры начала ХХ века. В ее работах рядом с Дурылиным имена о. Павла Флоренского, о. Иосифа Фуделя, К. Леонтьева (2008–2017). Ей же принадлежит подробное описание мемориальной библиотеки С.Н. Дурылина. В предисловии к публикации «Оптинского дневника» Дурылина Резвых прослеживает историю влияния Оптиной пустыни на мировоззрение Дурылина (2017).
Этой же теме посвящены статьи В.Н. Тороповой «Это ласка православия. С.Н. Дурылин и Оптина пустынь» (Московский журнал. 2012) и «Дело созидания душевного спасения» («Оптинский альманах». 2016).
Во вступительной статье Т.Н. Резвых и А.И. Резниченко к сборнику «Дурылин С.Н. Рассказы, повести и хроники» (2014) проанализирована проза Дурылина. Они же опубликовали сборник статей и исследований С.Н. Дурылина. (2014).
Мемориальный Дом-музей С. Н. Дурылина – жемчужина Подмосковья — всегда остаётся местом встречи с прекрасным и тонким миром его хозяина и тех, кто был ему близок.
В. Н. Торопова, исследователь творчества С. Н. Дурылина, лауреат литературной премии им. С. Н. Дурылина.

 

Календарь

ДЕКАБРЬ

3 декабря – день рождения
Н. М. Радина (1872 – 1935) — актёра Малого театра.

7 декабря – день памяти
А. А. Виноградовой (1907 – 1994) — основательницы Мемориального дома музея С. Н. Дурылина.

8 декабря – день памяти
О. О. Садовской (1849-1919) — актрисы Малого театра.

8 декабря – день памяти
П. А. Флоренского (1882 – 1937) — учёного, религиозного мыслителя и богослова.

14 декабря – день памяти
С. Н. Дурылина (1886 – 1954) — писателя, педагога, богослова, священника Русской Православной Церкви.

15 декабря  – день памяти Н. С. Чернышёва (1898 – 1942) — художника, ученика и друга С. Н. Дурылина.

Яндекс.Метрика