Мемориальный дом-музей С.Н. Дурылина
Новости музея
19 мая Библиотека им. С. Н. Дурылина приглашает на юбилейную встречу, посвящённую 120-летию со дня рождения И. А. Комиссаровой-Дурылиной. Вход свободный. Начала в 14 00. Проезд с Ярославского вокзала до
Вышла книжечка «Библиография работ о жизни и творчестве С.Н. Дурылина: 1923-2018» — 80 с. Тираж 150 экз. Купить ее можно на Новом Арбате 19, в киоске № 11 на тротуаре.
С. Н. Дурылин Душа скорбит, пред взором отчим сира И нага, Одеянный, пред Тобой И вопиет из теми гробовой О милости благословенной мира.   Но вознеси страдального потира Всемирный Дар огнесиянный

О жизни и творчестве С. Н. Дурылина

В издательстве «СОВПАДЕНИЕ»  только что  вышел библиографический указатель работ о жизни и творчестве С. Н. Дурылина. Автор составитель В. Н.  Торопова.

Предлагаем вниманию читателей краткое предисловие автора к данному изданию.

(Книгу можно приобрести на Новом Арбате 19 в книжном киоске)

Библиография работ о жизни и творчестве С.Н. Дурылина

(1923-2017)

Составлена Тороповой В.Н.
По состоянию на 31 декабря 2018 г.

При составлении библиографического списка использовались картотеки Российской государственной библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки России, Единые электронные каталоги, коллективные сборники, публикации материалов конференций, электронные носители и другие источники.
Расположение материала — хронологическое, внутри каждого года – алфавитное. Включены публикации в книгах, журналах, газетах и в интернете. В случае, если публикация состоялась в печатном виде и в интернете, даются ссылки на оба источника. Информация о статье, опубликованной в коллективном сборнике, сопровождается указанием выходных данных этого сборника. В совместных изданиях указаны все, участвующие учреждения. Если в сборнике опубликовано несколько статей автора, перечислены все названия. Там, где необходимо, приведены краткие сведения из аннотации или справки о содержании работы. Они взяты в квадратные скобки. Страницы могут быть не указаны в газетных публикациях, в книгах, где Дурылину посвящено много страниц, разбросанных по тексту, а также в изданиях, где статью легко найти по оглавлению.
+++

Анализ тематики публикаций позволяет сделать вывод, что большинство исследований посвящено прозаическим произведениям С.Н. Дурылина, его религиозно-философским взглядам, отношениям с людьми из его окружения – знаковым фигурам Серебряного века. Это объясняется тем, что в последние годы опубликовано много художественных текстов Дурылина и материалов из его архива, позволяющих говорить о нем как о религиозном мыслителе, философе, писателе, т. е. то, что до недавнего времени было под спудом. Эти публикации открыли неожиданно для исследователей крупного ученого во всем многообразии его творчества, что, естественно, привлекло их внимание.
При жизни С.Н. Дурылина (1886-1954) не было публикаций в печати, посвященных целиком его творчеству. Исследователи в своих работах ссылались на его труды, использовали цитаты из них, иногда полемизировали с его взглядами.
Интерес к творчеству и личности Сергея Николаевича Дурылина в печати оживляется с 2005 г. До этого времени появлялось лишь несколько публикаций в год. Только с 2008 года начинается массовое обращение исследователей к творчеству С.Н. Дурылина, к его личности, мировоззрению, связям и отношениям с окружающими людьми, педагогической деятельности, обстоятельствам арестов. Многочисленные публикации последующих годов говорят о том, что Дурылин вышел из-под спуда забвения. Исследователи обращаются к темам, раскрывающим роль Дурылина в литературной, научной, философской, богословской жизни России первой половины XX века. К его биографии, на фоне которой осуществляется анализ его творчества, жизни духа, изменениям в мировоззрении.
В годовщину смерти Дурылина прошел ряд вечеров, посвященных его памяти.Институт истории искусств опубликовал две работы (1955): академика И.Э. Грабаря «Светлой памяти ученого и друга» и к.ф.н. В.Д. Кузьминой «С. Н. Дурылин. Краткий очерк научной деятельности» с приложением неполного списка его трудов. Список был ограничен советским периодом и цензурными соображениями. Многочисленные воспоминания о Дурылине, написанные его коллегами, друзьями и учениками, опубликованы не были и легли в его архив, сохраняемый долгие годы Ириной Алексеевной Комиссаровой-Дурылиной. В 1977 г. в журнале «Вестник русского христианского движения» вышли неполные воспоминания ученика Дурылина – Сергея Фуделя, переизданные затем в1991 г. в «Московском журнале» и в «Новом мире». Полный текст воспоминаний С.И. Фуделя о С.Н. Дурылине как педагоге, воспитателе, церковном деятеле и священнике вошел в первый том его трехтомного собрания сочинений (2001).Его воспоминания охватывают период 1910-1920-х годов. Затем с большими временными интервалами выходили следующие воспоминания о Дурылине: Галкин А.П. –инженер-конструктор и поэт, много лет общавшийся с Дурылиным в Болшеве – «Память сердца»(1993); Крашенинникова Е.А. – бывавшая в болшевском доме – (1999, 2004); Берковская Е.Н. – тесно общавшаяся с Дурылиными в 1940- годы (2003 и 2008). Отдельная глава в книге протоиерея Владимира Отта (2015) посвящена воспоминаниям об отце Сергии Дурылине, поездках с ним в Оптину в 1920 г., о встречах в церкви в Кленниках у протоиерея Алексия Мечёва и в Боголюбской часовне. Дурылин воцерковил Владимира, перевел его из протестантства в православие. В книге священника Сергия Сидорова также можно найти воспоминания о Дурылине до 1920-х годов. Писал их С.А. Сидоров в годы ссылок часто карандашом на клочках бумаги, поэтому многое не сохранилось, но было дополнено его дочерью В.С. Бобринской в той же книге (1999). О годах юности и ранней молодости Дурылина можно прочитать в статье Н.Д. Разевиг (2013) внучки Всеволода Разевига — друга Сергея Николаевича. Бесценные воспоминания Т.А. Буткевич(Сидоровой), охватывающие период с 1903 по 1916 годы, основанные на материале её дневников и писем к ней Дурылина, опубликованы А.Б. Галкиным в «Вестнике московского образования (2015) и, к сожалению, трудно доступны читателям.
С 1988 года начинается публикация материалов Дурылина и о нем из архива РГАЛИ, куда часть архива сдала Александра Алексеевна Виноградова(1907-1994) после смерти сестры Ирины Алексеевны Комиссаровой-Дурылиной (1899-1976). Прежде всего, это публикации научного сотрудника архива М.А. Рашковской, которая описывала архив Дурылина. На первых порах её публикации были связаны с именами уже известных людей, в то время как имя Дурылина только начали узнавать читатели. Были опубликованы с предисловиями Рашковской письма к Дурылину художника Р.Р. Фалька (1988), философа С.Н. Булгакова (2001), переписка Дурылина с Б. Пастернаком (1990) и ряд статей об их отношениях. Ею опубликован дневник Дурылина 1917 года «Олонецкие записки» (2011) с обстоятельной вступительной статьей. Это единственный дневник, где отражена реакция Дурылина на политические события в стране и прослеживается эволюция позиции Дурылина – от активного участия в мероприятиях по реформированию церковной жизни к стремлению уйти в «свой угол», в своё замкнутое пространство. Рашковская продолжает публикации материалов из архива Дурылина в виртуальном журнале «Встречи с прошлым». В статье «Сергей Дурылин: человеческий след в архивном фонде» (2010) Рашковская рассказывает о документах фонда Дурылина (ф. 2980) связывает с его жизненным, творческим и духовным путем. Подводя итог она пишет: «Сергей Николаевич был чрезвычайно строг к самому себе. Именно такие совестливые и творческие люди, как он, в период тоталитарного разлома русской и мировой истории, по сути дела, оказались солью земли. Жизнь, личность, труды и архив Сергея Дурылина – это как раз то самое, чем держится преемственность культуры и – шире – человеческой истории». Очень точные, замечательные слова.
Установить точную дату рождения С.Н. Дурылина позволяет опубликованная В.Ф. Тейдер страничка из Метрической книги церкви Богоявления в Елохове за 1886 год (Сб. Творческое наследие С.Н. Дурылина. 2013). Здесь же ею опубликована копия свидетельства из гимназии, прошение Дурылина о принятии в Императорский Археологический институт, заявление в Совет Московской Духовной Академии и другие документы из Центрального исторического архива Москвы и РО РГБ.
О том, какое место занимал С.Н. Дурылин в пространстве Серебряного века, говорят публикации его переписки с видными представителями этой эпохи, предваряемые научными статьями или письма, включенные в ткань статьи. Кроме выше названных имен в публикациях М. Рашковской, это следующие издания: о. Павел Флоренский (Половинкин С.М. 2010.) Эллис (Нефедьев Г.В. 2010)), Эмилий и Николай Метнеры и Е. Казанович (Резвых Т.Н. 2014, 2011,), Е.В. Гениева (составитель И. Бордаченков. 2010), прот. С. Сидоров, М.А. Волошин, Т.А. Сидорова -Буткевич, Е.А. Галицкая (Торопова В.Н. 2011, 2013, 2015, 2016), оптинский старец Анатолий (Потапов) (Резвых Т.Н., Торопова В.Н. (2016).
Говорят об этом и статьи об отношениях Дурылина с окружающими его людьми: Л. Толстым (Никерина И.В., 2010), священниками Павлом Флоренским и Иосифом Фуделем(Резвых Т.Н., 2008, 2015), еп. Стефаном (Никитиным) (Торопова В.Н., 2010), В.В. Розановым ( Едошина И.А., 2010, 2016), Тютчевыми (Гончарова Т.П., 2010, Долгополова С.А., 2018), Мамонтовыми и Самариными (Торопова В.Н., 2016), с Б. Пастернаком (Рашковская М.А, Пастернак Е.В., 2010), с П.П. Перцовым (Едошина И.А., МерзляковП.П., 2010), с Густавом Шпетом (Щедрина Т.Г., 2010), Д.С. Усовым (Нешумова Т.Ф., 2011).
Первым «открытием» Дурылина как религиозного писателя и мыслителя явился сборник его книг 1914-1916 годов «Русь прикровенная» (2000) – составитель и автор вступительной статьи С. В. Фомин, в которой впервые прослеживается жизненный путь Дурылина как духовного писателя. С. В. Фомин автор статьи «Светильник под спудом. Священник С.Н. Дурылин» (2002). В этом ряду статьи Т.Н. Резвых и А.И. Резниченко. Можно также назвать работы М.А. Буздыгара о жизненном и духовном пути Дурылина, формировании его мировоззрения и духовных исканиях (2003, 2005, 2007, 2008). А также статьи Т. Анчуговой «Да есть ли святая Русь?» (2005) и «Пастырь Серебряного века» (2006).
Целый ряд глубоких научных исследований Т.Н. Резвых посвящен философским и религиозным аспектам культуры начала ХХ века.. В её работах рядом с Дурылиным имена о. Павла Флоренского, о. Иосифа Фуделя, К. Леонтьева… (2008-2017). Посылом исследований можно считать её слова: « Среди философско-религиозных «искателей» 1910-х годов Сергей Николаевич Дурылин занимал какое-то свое, особое место. В ткань его работ этого периода вплетены самые разные мотивы, гармонизированные его личным, жизненным устремлением, поиском». Ей же принадлежит подробное описание мемориальной библиотеки С.Н. Дурылина. В предисловии к публикации «Оптинского дневника» Дурылина Резвых прослеживает историю влияния Оптиной пустыни на мировоззрение Дурылина (2017).
Этой же теме посвящены статьи В.Н. Тороповой «Это ласка православия. С.Н.Дурылин и Оптина пустынь» (2012), «Дело созидания душевного спасения», опубликованная в «Оптинском альманахе» (2016).
К личности Дурылина проявляют интерес и священнослужители: прот. Артемий Владимиров (2011), иероманах Иоанн Лудищев (2012), прот. Владимир Вигилянский (2015), ряд публикаций о Дурылине на сайтах РПЦ.
Следует отметить ежегодные (начиная с 2009 года) научные публикации А.И.Резниченко, выполненные на основе глубокого изучения архива Дурылина в его Мемориальном доме-музее в Болшеве. Ею написана Энциклопедическая статья (2012). В соавторстве с Т.Н. Резвых опубликован дневник Дурылина 1919 года «Троицкие записки» с глубокими научными комментариями, вступительной статьей и послесловием (2015-2016). В этом дневнике религиозно-философские размышления Дурылина, описание встреч с о. Павлом Флоренским, А.Д. Самариным, Олсуфьевыми и Мансуровыми… описание последнего года жизни, смерти и похорон Розанова, думы об Оптиной пустыни и письма старца Анатолия (Потапова)…
Анализу мировоззрения Дурылина, его книги о Вагнере, его отношения к В.В. Розанову посвящены глубокие исследования И.А. Едошиной (2010. 2014, 2016)
Дурылин был личностью многогранной, круг его творческих интересов очень широк. Каждый исследователь находит для себя в его трудах нужную тему.
О «Дурылине – философе» пишут Т.Н. Резвых, А.И. Резниченко, В.П. Визгин (2010), А.В. Черняев (2011), И. Стукалова (2011). Мировоззренчески значимая для Дурылина тема рассматривается в статье М.Ю. Новицкой «Образ Китеж-града в жизни и творчестве Сергея Николаевича Дурылина» (2008). О Китеже Дурылин говорит как о верховном символе народного религиозного сознания. Важную тему в творческих взглядах Дурылина – (икона-портрет) развивает Л.Н. Дмитриевская (2013).
Во вступительной статье Т.Н. Резвых и А.И. Резниченко к сборнику «Дурылин С.Н. Рассказы, повести и хроники» (2014) проанализирована проза Дурылина. Ежегодные (2009-2017) оригинальные исследования И.В. Мотеюнайте посвящены анализу художественных произведений Дурылина в контексте философии, работам Дурылина о Лермонтове, Пушкине и другим темам. Научный сотрудник Музея Дурылина Г.В. Нефедьев анализирует статью Дурылина о Ш. Бодлере в контексте русского символизма. (2014). Литературоведческим и искусствоведческим трудам Дурылина и его прозе посвящены работы А.Б. Галкина (2009-2016).
В статьях Агеевой Е.А. (2015) и Галкина А.Б. (2015) рассказано о путешествиях Дурылина по его любимому Северу.
Дурылин не был музыковедом, но его интерес к музыке и глубокие размышления о музыке можно встретить во многих его работах. Эта грань интересов Сергея Николаевича нашла отражение в статьях М.А. Рашковской (2004, 2014), Т.Н. Резвых (2014), Н.А. Вагановой (2010).
Целый корпус публикаций о педагогической деятельности Дурылина говорит о том, что огромный талант Дурылина-педагога, незаслуженно забытый в советские годы, был высоко оценен в наши дни. Открывает его статья М.В. Богуславского «Прорыв к свободной школе С. Дурылина» (1993). С 2003 по 2016 год выходят статьи и публикации Г.Б. Корнетова, М.В. Богуславского, В.Н. Тороповой, Е.Н. Астафьевой, М.А. Буздыгара. Ряд учебных пособий для студентов и школьников включает материалы о Дурылине. Среди авторов А.Б. Галкин и А.А. Аникин, (2013), П. Молчанов (2012), А.Н. Чуйко (2014).
Статьёй В.А. Гончарова и В.В. Нехотина «Отказывался ли о. Сергий Дурылин от духовного сана?!»(2001) открывается ряд публикаций об арестах Дурылина 1922 и 1927 годов с приложением документов из архивно-следственного дела: В.Г. Макаров «Следственное дело 1922-го года священника С.Н.Дурылина» (2004).; В.А. Гончаров, В.В. Нехотин (2008 — документы ареста 1922г.).; В.Г. Макаров, В.С. Христофоров «Тюремная одиссея Сергея Дурылина: год 1922» (2010).; В.Г. Макаров «…Элемент политически безусловно вредный для Советской власти» (по материалам следственных дел в отношении С.Н. Дурылина 1922 и 1927 годов) (2010).
Период челябинской ссылки Дурылина нашел отражение в статьях 1920-х годов о работе Дурылина-археолога. Начиная с 1980-х годов, о жизни и работе Дурылина в Челябинске пишет краевед и историк челябинского края В.С. Боже. Дополнением к этому корпусу публикаций являются работы Н. Савиной (1990) и С.М. Шебалина (1991), В.Ф. Тейдер (2008).
Бесценным источником сведений для исследователей стали сборники, включающие статьи разных авторов, освещающие многие грани судьбы, творчества, мировоззрения Дурылина: «С.Н. Дурылин и его время» (2010), «Творческое наследие С.Н. Дурылина» Вып. 1; 2; 3. (2013; 2016; 2018). «Книгоиздательство «Мусагет» (2014)
Событием стал выход в 1991 г. в издательстве «Московский рабочий» книги Дурылина «В своем углу. Из старых тетрадей» с обстоятельной биографической статьей Г.Е. Померанцевой. Составитель книги Е.И. Любушкина включила в неё отрывки из двух произведений Дурылина «В своем углу» и «В родном углу». Читатели впервые могли познакомиться с Дурылиным писателем и мыслителем, узнать о его жизненном пути. Ценный материал для исследователей дала главная книга Дурылина «В своем углу» (2006) с ёмкой статьей Г.Е. Померанцевой «На путях и перепутьях», написанной ярким живым языком и раскрывающей весь жизненный путь Дурылина… Возможности издательства «Молодая гвардия» не позволили опубликовать текст оригинала полностью. В книгу вошли только две трети рукописи автора. Но и это было событием для исследователей творчества и жизненного пути Дурылина.
Наиболее полная биография С.Н. Дурылина опубликована в книге В.Н. Тороповой «Сергей Дурылин. Самостояние» (ЖЗЛ. 2014). Книга родилась в результате ежегодных (с 2008) публикаций автором статей, касающихся разных сторон и периодов жизни Дурылина, рассказов Ирины Алексеевны, которые автор слышала от неё в Болшеве на протяжении многих лет, и работы в архиве С.Н. Дурылина, которая началась ещё при жизни Ирины Алексеевны с 1967 года.
120-летие Сергея Николаевича Дурылина отмечали в 2006 году. Прошли конференции и круглые столы. Материалы их были опубликованы в этом же году и вошли в сборники следующих лет. К юбилею Дурылина вышли статьи Н. Заколюкиной, В. Кононова, В. Рыбалко, А. Руднева. В Томске – месте самой тяжелой ссылки Дурылина – открылась выставка его памяти в Томском мемориальном музее «Следствення тюрьма НКВД», о чем поведали статьи Ольги Булгаковой, Татьяны Весниной. Каждый юбилей Дурылина теперь отмечается статьями (125- летие – А. Руднев и А. Черняев. 130-летие – В. Торопова и В. Грачев.)
Ефимов Георгий Борисович, живой свидетель последних лет жизни Дурылина, активно участвует в конференциях, посвященных Дурылину, выступает с рассказами о жизни Дурылина, пишет статьи (2004, 2013, 2015, 2016).
О тесной связи Дурылина с Мурановым, Абрамцевым, в то время ещё полным живой жизни их хозяев, рассказывают статьи Т.П. Гончаровой (2010), С.А. Долгополовой (2016), В.Н. Тороповой (2016).
В периодической печати города Королева почти ежегодно с 1992 г. выходят статьи журналиста Л.М. Горового о Дурылине, его взаимоотношениях с известными людьми, навещавшими его в Болшеве, о событиях в городе, связанных с именем Дурылина (например, о литературном конкурсе им. С.Н. Дурылина, о Болшевской библиотеке им. С.Н.Дурылина).
В 2004 г. вышла замечательная книга искусствоведа Р.Д. Бащенко «Знаменательные встречи». Роза Дмитриевна, в то время директор Картинной галереи в Симферополе, в 1970-е годы писала диссертацию по творчеству художника К.Ф. Богаевского, часто бывала в доме Дурылина в Болшеве, работала в его архиве. Александра Алексеевна Виноградова, унаследовавшая архив Дурылина, снабдила её материалами для публикации работ о Сергее Николаевиче. Помимо названной книги, куда вошли помимо её статьи отрывки из воспоминаний о Дурылине известных людей, Бащенко опубликовала книгу «Спутницы жизни»(2010) об Ирине Алексеевне Комиссаровой-Дурылиной и о Жозефине Густавовне Богаевской, а также книгу «Муркин вестник. Мяу-мяу» (2006). Эта книга составлена из записок и коротких рассказов Дурылина о кошках своих и знаменитых людей. Сергей Николаевич начал писать их шутя для развлечения Ирины Алексеевны, но постепенно составилась рукописная книга.
Ирине Алексеевне Комиссаровой-Дурылиной посвящена статья В.Н. Тороповой «Крепче смерти» (2008). Автор использовала не только архивные документы, но впечатления личного общения с этой удивительной женщиной.
Хрусталева Г.А., много общавшаяся с А.А. Виноградовой периода сдачи архива Дурылина в ЦГАЛИ (теперь РГАЛИ) и подготовки дома к созданию в нем мемориального музея, позже работавшая экскурсоводом в Мемориальном доме-музее С.Н. Дурылина, опубликовала в периодической печати города Королева целый ряд статей (2007-2017) о С.Н. Дурылине и о А.А. Виноградовой, отметив тем самым её 100-летие (2007, в соавторстве с Г.Н. Кузиной) и 110-летие (2017).К воспоминаниям и статьям о доме Дурылина и его насельниках следует отнести статьи-воспоминания В.Н. Тороповой, Г.И. Морозевич, Е.П. Шуравиной о монахине Феофании , (2016), Н. Заколюкиной, В. Рыбалко, А. Руднева (все 2006). Воспоминания Е.М. Ручимской (2016) о родственниках из семьи отца Сергея Николаевича сопровождены родословной, составленной Е. Пажитновым.
Многие, посетившие Мемориальный дом-музей Дурылина, по свежим впечатлениям пишут статьи в периодической печати и в интернете. Л. Чулкова (2009), И. Каховская-Калитина (2012), Н. Иванова (2015), А. Коробов-Латынцев (2016) и др.
В советские годы Дурылин был широко известен как театровед, историк театра, литературовед (в подцензурной части его трудов). Видимо этим объясняется малая доля работ о Дурылине – театроведе (всего 6 работ). Здесь больше повезло драматургу Островскому, которому посвящено 3 работы из 6. Заслуга в этом Едошиной И.А., стараниями которой публикуются в альманахе «Щелыковские чтения» материалы ежегодных конференций, проходящих в имении Островского Щелыково. С моей точки зрения недостаточно работ о литературоведческих трудах Дурылина, если соотнести их объем с тем объемом работ самого Дурылина, которые были и не были опубликованы в советские годы, а пролежали до наших дней под спудом. Менее были известны его искусствоведческие работы (даже книга о Нестерове в серии ЖЗЛ – вышедшая уже после смерти Дурылина — до сих пор не содержит полного текста его рукописи).
Творчество и личность Дурылина с каждым годом привлекают к себе внимание всё большего числа исследователей. Это радует. Но работа над живым, продолжающимся во времени библиографическим списком не может иметь конца. Поэтому приходится ограничить себя временными рамками. Остановимся на 2018 годе.

Календарь

АВГУСТ

3 августа –День рождения М. К. Заньковецкой (1854 – 1934)

7 августа – День памяти К. С. Станиславского (1863 – 1938)

11 августа – День памяти М. А. Волошин (1877 – 1932)

13 августа – День памяти П. А. Комиссаровой (1900 – 1990)

14 августа – День памяти Н. А. Обуховой (1886 – 1961)

11/23 августа – День рождения А. С.Грина (1880 – 1932)

25 августа – День памяти Н. И. Тютчева (1876 – 1949)

27 августа – День памяти В. О. Топоркова (1889 – 1970)

Яндекс.Метрика