Мемориальный дом-музей С.Н. Дурылина
Новости музея
Николыай Сергеевич Чернышев ( 20. 02 1898 — 15. 12. 1942), близкий друг Сергея Николаевича Дурылина и самый любимый из его учеников, происходил из семьи московских купцов- предпринимателей Чернышевых. Дом
Братья и сестры! 14 декабря — в день памяти Сергея Николаевича Дурылина на Даниловском кладбище на могиле писателя была отслужена панихида. Заупокойное богослужение совершл отец Александр, священник Елизаветинской церкви г. Лыткарино.
Вышел из печати сборник «Творческое наследие С.Н. Дурылина». Вып. 3. — М., изд. Совпадение. На титуле 2019 г. 287 с. В сборнике 22 статьи. Это научные исследования, мемуары, публикации, библиография.
27 сентября Департамент  образования города Москвы проводит совместно с издательством «Совпадение» научную конференцию, посвящённую творческому наследию писателя С. Н. Дурылина.  Публикуем Программу докладов и регламент конференции.   Департамент образования города

Подвиг веры и чистоты

В майском номере «Московского журнала» за этот год была опубликована статья Олега Лазарева  «Подвиг веры и чистоты» — о дружбе между художником М. В. Нестеровым и протоиереем Владимиром Воробьевым, настоятелем храма Николая Чудотворца в Плотниках на Арбате. Статья в авторской редакции представлена на нашем сайте с разрешения автора.

Храм Николая Чудотворца в Плотниках. Фото 1882 г.

Олег Лазарев

Подвиг веры и чистоты.
Рассказ о дружбе семей художника Михаила Нестерова и священника Владимира Воробьева.

Летом 1920 года художник Михаил Нестеров спустя без малого два года возвращается в Москву из Армавира, куда в 1917 к брату супруги, спасаясь от голода, уехала его семья. Пережив в Армавире многократные переходы власти от белых к красным и обратно, насмотревшись такого, что рассказать «не всякому романисту с самой бурной фантазией будет под силу» , он находит в Москве свою квартиру на Новинском бульваре реквизированной и разоренной, а оставленные земляку архитектору И. Е. Бондаренко ящики с рисунками, семейным архивом и дорогими художнику письмами — разграбленными . Кроме единственного уцелевшего ящика с картиной и этюдами у прославленного художника ничего не осталось, и в письме другу Турыгину он констатирует факт: «теперь <…> я гол как сокол! Так, как был лет 35 тому назад. Только тогда была молодость и надежды… Такова была воля Божия!» . Нестеров с супругой и детьми временно — однако, как окажется, на все отмеренные ему последние 20 лет жизни — занимает комнаты в квартире Шретеров, дочери Ольги и ее мужа с их двухгодовалой дочерью Ириной, по адресу: улица Сивцев Вражек, д. 43, кв. 12. Квартира эта станет местом, где в гостях у художника побывает множество лучших умов и выдающихся деятелей науки и культуры, а также простые люди, к которым Нестеров испытывал расположение, подчас преследуемые и гонимые, такие как армавирский иерей Леонид Дмитриевский, по возвращении из трехлетней ссылки проведший ночь на Сивцевом Вражке .
Ближайшим к Нестерову храмом становится церковь Николая Чудотворца в Плотниках, в пяти минутах ходьбы от квартиры на Сивцевом Вражке, прихожанами которой он и его семья будут вплоть до закрытия церкви в начале 1930-х. Настоятелем церкви после смерти в 1918 году протоиерея Иосифа Фуделя назначают священника Владимира Воробьева. Сын крестьянина, Владимир Воробьев окончил Саратовскую духовную семинарию и после более чем десяти лет священнического служения при монастыре в Саратовской губернии, в 1910 году был переведен в Москву, в домовую церковь в честь иконы «Всех скорбящих радость» на Зубовском бульваре. Священник Владимир Воробьев и художник Михаил Нестеров вызвали друг у друга симпатию и подружились. Сергей Голицын в книге «Записки уцелевшего» следующим образом описывает Владимира Воробьева: «Он пользовался большим авторитетом среди верующих <…>. Пышной белой шевелюрой и широкой бородой он напоминал Карла Маркса, но глаза его светились добротой, служил он всегда особенно проникновенно. Как сейчас помню его размеренный, четкий голос, возглашавший: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». <…> Таким выдающимся священникам, каким был он, власти не давали собирать вокруг себя верующих» . Отец Владимир неоднократно бывал в гостях на Сивцевом Вражке по приглашению Нестерова. Уже в ссылке, вспоминая в письме к супруге художника эти встречи, отец Владимир говорил: «Прошу Вас свидетельствовать ему мое искреннее и глубокое почтение и уважение. С каким бы удовольствием я теперь опять послушал бы его умную, проникновенную беседу! Храни Вас Бог!» . Обоих этих людей отличала честность и преданность тем идеалам, которые они положили в основание своей жизни. В. Г. Чертков так характеризовал отца Владимира и его семью: «Он мне известен как человек в высшей степени добросовестно исповедующий ту веру, представителем которой он является, как православный священник. Пользуется он глубоким уважением со стороны всех искренних православных, знакомых с ним. Оба они, муж и жена, как мне достоверно известно, люди совсем исключительные по своим выдающимся душевным свойствам» . Для характеристики Нестерова и его отношения к вере замечательна фраза из заметки Душана Маковицкого, врача Л. Н. Толстого, о приезде Нестерова летом 1907 года в Ясную Поляну. Маковицкий записал о Нестерове: «Он русский и православный…» . Князь Сергей Щербатов говорил об абсолютной честности Нестерова, «ни на какие компромиссы, подлаживания, заискивания» не способной.
Воробьеву и Нестерову за свои взгляды и убеждения обоим не раз приходилось терпеть притеснения от cоветской власти. В частности, в 1925 году они оба побывали в Бутырской тюрьме: Нестеров за участие и дружбу с членами религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, прекратившего существование в 1918 году; отец Владимир — по надуманному обвинению в антисоветской агитации, а фактически за участие в Епархиальном совете при Патриархе Тихоне. После избрания митрополита Тихона Патриархом большинство верующих людей было объединено любовью к этому человеку. За недолгое время своего патриаршества святитель Тихон служил во многих храмах Москвы и Подмосковья, служил он и в храме священника Владимира Воробьева в Плотниках. Искренние чувства питал к Святейшему мечтавший написать с Патриарха портрет Михаил Нестеров, связывавший надежды на возрождение России с именем этого человека: «Быть может, благодаря его мудрости суждено России увидеть лучшие дни» . Последние десять лет жизни свящ. Владимир Воробьев нес крест исповедничества. В 1930 году он был обвинён в участии в контрреволюционной организации «Истинно-Православная Церковь» и этапирован в лагерь. В 1932 году лагерь заменили ссылкой, но в 1938 году по клеветническому доносу отца Владимира вновь арестовали. В это же время репрессии коснулись и семьи Нестеровых. В 1939 году по ложному обвинению расстреляли Виктора Шретера, зятя Нестерова, а дочь художника Ольгу отправили в далекую ссылку, откуда она вернулась калекой . Вероятнее всего, протоиерея Владимира Воробьева ожидал также расстрел, но он не дождался своего приговора и скончался в тюрьме от паралича сердца 16 февраля 1940 года.
Невзирая на жизненные трудности, протоиерей Владимир Воробьев и Михаил Нестеров находили в себе силы не только верить, но и поддерживать друг друга напоминаниями о светлой пасхальной радости, увлекающей собеседников в «чистые струи … веры и церковной жизни» . Таким настроением дышит ответное письмо протоиерея Владимира Воробьева из ссылки, датированное 22 августа 1934 г., где священник, поблагодарив художника за «некалендарное» напоминание о Пасхе, признается в любви к его искусству: «…в Вашем творчестве я всегда ощущал не выраженные ярко и открыто, но бесспорные следы такой «Воскресной» проникновенности. Когда Ваша кисть касается природы, то ясно и неотразимо воспринимается «другая» природа. Печать изумительной чистоты и целомудрия, стройности и благолепности, печать именно озаренности – убедительно говорит, что эта природа «иная», у Вас нет бурелома и тинных болот, у Вас природа благоухает в своей красоте и «служит службу Богу». Ваша природа – Храм Божий. Это – не искажение «вида», это – не «подстриженный» пейзаж, это – иное восприятие, больше того, — это уже иное мироощущение. Не мир растления и смерти, а мир красоты и жизни. Откуда это? Ведь «естественным» путем такой мир не создать, это будет резкое нарушение реальности, а между тем Ваша природа реальна, кажется, что где-то я видел сам эту Божью культуру, что она действительно есть, что она должна быть такой. «Новое небо и новая земля» предносятся взору верующего в такой именно целомудренной чистоте и стройности. Лично я Вас еще не знал, никогда до нашего знакомства о Вашей жизни не слыхал, но когда я смотрел Ваши картины, то всегда думал, — какая чудная проповедь о Христе, какое дивное сказание о Божьей красоте эти картины! Какова должна быть светлой и чистой вера этого художника! С чувством глубокой удовлетворенности и благодарности к Вам я уходил от Ваших картин. Теперь для меня понятно Ваше вдохновение и Ваша кисть. Мне думается, что я не ошибусь, если скажу, что в Вашей душе никогда не меркнет Свет Воскресения, что для Вашего художественного восприятия действенны только обновленные краски «воскресшей» природы, что все «смертное», расстроенное, растленное уже побеждено и преображено в иное, прославленное состояние Воскресшим Начальником Жизни» .
В 1940 году состоится свадьба и тайное (на дому) венчание сына протоиерея Владимира Воробьева Николая. К этому событию Нестеров подарит супругам эскиз своей картины «Два лада», сопроводив его трогательной подписью: «От души желаю Вам обоим большого, полного, на долгие годы счастья, желаю Вам Евгения Павловна и Вам Николай Владимирович прожить Вашу жизнь «в ладу», прожить «ладно», так как изображено на этой моей картине. Храни Вас обоих Господь! Михаил Нестеров». О формировании молодежного круга крепких друзей, в который в числе прочих входили Николай Воробьев, сын философа С. Н. Булгакова Федор, сын протоиерея Иосифа Фуделя Сергей, дочь художника Наталья Нестерова, следует сказать отдельное слово.
Домовая церковь, в которой до назначения в храм Николы в Плотниках служил свящ. Владимир Воробьев, была приписана к «приюту Братства во имя Царицы Небесной, под покровительством земной царицы — Императрицы Александры Феодоровны, для детей слабоумных, припадочных, отсталых и калек», и располагалась в его внутренних помещениях. Во дворе приюта в квартире для семьи священника и поселилась семья отца Владимира. Десятилетний Коля Воробьев (1900-1970) вскоре подружился с живущим в том же дворе Федей Булгаковым (1902-1991), сыном одного из духовных лидеров русской интеллигенции. В июне 1918 года Федор с отцом выезжают в Крым, в 1920 году Федор мобилизован белыми, в том же году госпиталь, где он находился в связи с тяжелой болезнью, переходит к красным, и в конце концов в феврале 1921 года Федор отправляется домой на излечение, до высылки его семьи из России на одном из «философских пароходов» в декабре 1922 года . Федору Булгакову не разрешили покинуть Россию вместе с семьей, фактически оставив его как заложника. С. Н. Булгаков писал по этому поводу: «<…> выезд с семьей, но без Феди, как призывного и «могущего иметь свои полит[ические] убеждения». При этом он [следователь — прим.] цинично все твердил, — «какой я эгоист, что хочу увезти сына, чтобы сделать его себе подобным в то время, когда в России начинается такая новая жизнь»» . В последнем письме Михаилу Нестерову, накануне своего отъезда за границу, С.Н. Булгаков сообщал: «Поедем целой семьей (кроме Феди, которого не выпускают) и в сущности без всяких средств, надеемся на Бога и добрых людей» . Летом 1923 года Федор Булгаков вернулся в Москву. Возвращался он на бронепоезде в солдатской форме, и по дороге через Украину бронепоезд был атакован и захвачен повстанцами, которые собирались казнить всех его пассажиров. Когда на Федора Булгакова уже направили оружие, то увидели на нем золотой крестильный крест. Спросив, верующий ли он, и получив положительный ответ, повстанцы отпустили Федора, который запомнит и будет верить в свое чудесное спасение всю жизнь . Позже он подарит спасший ему жизнь крест одному из внуков Николая Воробьева.
В том же 1923 году Федор Булгаков начинает появляться в доме Нестеровых. Его друг Николай Воробьев вместе с семьей уже жил недалеко от дома Нестеровых, в священнической квартире № 1 на втором этаже расположенного напротив храма Николы в Плотниках дома, по адресу: улица Арбат, д. 47. В соседней квартире № 2 на том же втором этаже жила семья покойного протоиерея Иосифа Фуделя. Его сын Сергей Фудель (1901–1977) и Николай Воробьев стали друзьями. Вернувшись в 1925 году после трехлетней ссылки, Сергей Фудель разделит дружбу с Федором Булгаковым, и все трое друзей будут завсегдатаями в гостеприимной квартире Нестеровых.
Николай Воробьев окончил философское отделение историко-филологического факультета МГУ, его учителями были выдающиеся философы И.А. Ильин (портрет которого «Мыслитель» в 1921-1922 гг. успел написать Нестеров) и С.Л. Франк, в 1922 году, как и С.Н. Булгаков, высланные из России на одном из «философских пароходов». Перед высылкой Николай Воробьев помогал им собирать и упаковывать библиотеки. Николай Воробьев был одарен музыкально, с детства пел на клиросе, и вполне вероятно, что, хорошо владея инструментом, он радовал Нестеровых игрой на рояле, который находился в их квартире на Сивцевом Вражке. После ареста протоиерея Владимира Воробьева в 1930 году (по тому же делу проходил и Федор Булгаков) часть комнат его священнической квартиры заняли чекисты. Николай Воробьев случайно услышал их разговор на кухне — они собирались забрать у Воробьевых оставшиеся две комнаты для сотоварища, который жил в соседнем доме, а самого Николая посадить. Николай предложил их сотоварищу обменять свои две комнаты на втором этаже на одну комнату на пятом этаже в соседнем доме на Плотниковом переулке. Тот согласился, и благодаря этому Николай Воробьев остался на свободе.
В молодежный круг «арбатских» друзей входила и дочь художника Наталья Нестерова (1903-2004). Она была очень живой и непосредственной девушкой, со своей подругой Лизой Таль они могли по нескольку раз в день бегать друг к другу в гости . Однажды, в 1945 году, когда Николай Воробьев отдыхал дома в своей комнате в коммунальной квартире, положив по привычке думку на ухо, к нему вбежала Наталья и начала расталкивать его, спящего: «Коля! Коля!» — «Что случилось? В чем дело?» — «Федор сделал мне предложение!». В 1945 году прошедший фронт Федор Булгаков и дочь уже покойного Михаила Нестерова Наталья стали мужем и женой. Федор Сергеевич Булгаков с юности избрал себе путь художника. Еще в 1921 году в ялтинском дневнике Сергей Булгаков, радуясь возвращению домой сына, в то же время сетовал, что живет он «в теле раба, советским невольником без кисти и палитры» — добавляя – «но зато такой светлый, самоотверженный, любящий, заботливый: то, чего не было в нем до этого страшного часа» . Федор Сергеевич считал себя учеником Нестерова и всю жизнь почитал своего учителя. До приобретения в 1964 году Третьяковской галереей в гостиной Натальи и Федора Булгаковых над диваном висел двойной портрет «Философы», написанный Нестеровым в 1917 году. На портрете были изображены два выдающихся мыслителя и богослова — расстрелянный в конце 1930-х священник Павел Флоренский и высланный из России отец Федора Булгакова Сергей Николаевич Булгаков, в 1918 году тоже рукоположенный в сан священника. Перед передачей портрета в Третьяковскую галерею Федор Булгаков сделает для себя копию с этой картины. В 1991 году Федора Булгакова не стало, Наталья Михайловна пережила его на 23 года, дожив до своего столетнего юбилея. До последних дней жизни они будут сохранять тесное общение с семьей и детьми своего друга Николая Воробьева. Оба они похоронены на Ваганьковском кладбище на участке семьи Воробьевых.
Подводя итоги, необходимо отметить, что сам Михаил Нестеров, его близкие родственники и друзья (в том числе из «арбатского» молодежного круга, часто бывавшего в гостях на Сивцевом Вражке) в «советские» довоенные годы имели непростые судьбы, подвергались репрессиям, а некоторые даже поплатились жизнью. Свыше десяти лет провел в тюрьмах и ссылках Сергей Иосифович Фудель, полтора года провел в ссылке Федор Булгаков, чудом избежал репрессий Николай Воробьев. Безусловно, исповеднический путь протоиерея Владимира Воробьева отзывался глубоким сочувствием в душе Михаила Нестерова, продолжавшего с большим риском вместе с «официальным» в советские годы портретным творчеством создавать произведения на религиозно-философские темы. Одним из таких произведений станет оконченная в 1933 году «Страстная седмица» — распятому Христу в покаянии предстоит простой русский народ и интеллигенция – картину эту художник «носил в чреве своем с 1919 года» . В этой картине звучит та же тема, что проводится С. Н. Булгаковым в его последнем письме художнику: «Россия может быть спасена изнутри, покаянно-освободительным актом, который получит силу и власть во внешней жизни и проявится в возрожденной Москве» . По воспоминаниям современника, когда Нестерова арестовали в 1925 году, то следователь на допросе «пытался обвинить художника в том, что в его доме собираются гости и ведут антисоветские разговоры. Рассказывая это в кругу семьи Яковлевых, Нестеров бросил реплику: «Как будто они могли вести разговоры за советскую власть!»» . Не принимая установившуюся власть и ее методы работы, Нестеров как художник нашел свое отдохновение в людях, его окружавших. Галерея замечательных созданных Нестеровым портретов свидетельствует о живой любви художника к своим друзьям и современникам. Любовь эта и была причиной гостеприимства нестеровского дома на Сивцевом Вражке, необыкновенную атмосферу которого ощущали приходящие туда и по смерти художника.

Автор выражает сердечную благодарность ректору ПСТГУ протоиерею Владимиру Воробьеву за оказанную помощь в подготовке статьи.

Список использованных источников:

1) Личная беседа с внуком протоиерея Владимира Воробьева, протоиереем Владимиром Воробьевым – младшим, от 15.12.2017.
2) Артамкин Д.И. Жизненный путь «обыкновенного» священника в первой половине XX века. (священническое и просветительское служение, исповеднический подвиг протоиерея Владимира Николаевича Воробьева 1876-1940 гг.). – М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2016.
3) Нестеров М.В. Продолжаю верить в торжество русских идеалов. Письма к А.В. Жиркевичу. // Наше наследие. — 1990. — №3.
4) Нестеров М.В. Письма. Избранное. — Л.: Искусство, 1988.
5) Хасанова Э.В. Михаил Нестеров. Неизвестные страницы творчества. – М.: Новый хронограф, 2015.
6) «Россия может быть спасена изнутри…» (Неизвестное письмо отца Сергия Булгакова художнику М.В.Нестерову) // Московский журнал. – 1992. — №6.
7) С.М. Половинкин. Священник Сергий Булгаков и Крым. // Крым: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. – 2004 г.
8) Сергий Булгаков, прот. Из памяти сердца. – Прага [1923-1924]. – (Из архива Свято-Сергиевского богословского института в Париже). Публикация А.Козырева и Н.Голубковой // Исследования по истории русской мысли.
9) С.Н. Булгаков: pro et contra. Том 1 (антология). – СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2003 г.
10) Переписка священника Павла Александровича Флоренского со священником Сергием Николаевичем Булгаковым / [авт. вступ. ст. С.М. Половинкин]. – Томск: Водолей ; М.: Купина ; СПб.: Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского: Музей священника Павла Флоренского, 2001.
11) Голицын. С.М. Записки уцелевшего. – М.: Вагриус, 2006.
12) Щербатов С. А. Художник в ушедшей России. — М. 2000.
13) Маковицкий Д. П. [Дневник] 1907 // Маковицкий Д. П. У Толстого, 1904—1910: «Яснополянские записки»: В 5 кн. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1979—1981. — (Лит. наследство; Т. 90). Кн. 2: 1906—1907. — 1979.
14) В.Н. Торопова. Портрет «Лиза Таль». Об одном портрете М.В. Нестерова и о той, что позировала художнику // Московский журнал. – 2010. — №1.
15) Погорелова Ирина. Отец Леонид Дмитриевский и Михаил Васильевич Нестеров. Страстная седмица // http://acmus.ru/news/stati/mvnesterov_strastnaya_sedmica/index.php
16) Швилкин Б. Н. Рассказы университетского профессора. — М.: Физический факультет МГУ, 2002.

 

 

Календарь

МАРТ

6 марта — День рождения Н. А. Обуховой (1886 – 1961)

12 марта — День памяти М. Н. Ермоловой (1853 – 1928)

14 марта — День памяти Н. Д. Телешова (1867 – 1957)

20 марта — День памяти А. А. Яблочкиной (1866 -1964)

25 марта — День рождения Ф. С. Булгакова (1908 – 1991)

27 марта — День рождения Г. Н. Дурылина (1888 – 1949)

Яндекс.Метрика